О состоянии рынка тяжелых грузовиков.

 
Во время экономического кризиса на вторичном рынке машин ощущается некоторый подъем. Тем временем, на европейском рынке супертяжелых автомобилей наметилось понижение спроса еще в последнем квартале 2011 года. Новые критерии стандартов, находящиеся в прямой зависимости от экологического налога, коснулись тяжеловесных, пятиосных машин с массой более 44 тонн. 
 
Это связано с принятием новых экологических регламентов Евро 6, вступающих в силу с 1 января 2014 года на территории всего Евросоюза. В связи с этим более жесткое законодательство Евростандартов заставляет компании, занимающиеся грузоперевозками, переоборудовать свой подвижной состав более современными и высокотехнологичными транспортными средствами, наиболее оснащенными в плане защиты окружающей среды. В тоже время, более расчетливые перевозчики стремятся избавиться от устаревших тяжелых грузовиков, не прошедших стандартизацию по экологическим параметрам Евро 5. Это в свою очередь усиливает позиции рынка подержанных автомобилей.
 
По данным Национального Совета автомобильных профессионалов (CNPA) на мировом рынке супертяжелых машин в первой половине 2012 г. наблюдалось снижение покупательской способности на 10%. И по прогнозам экспертов снижение резко ускорится в 2013 году. Действительно, перевозчики предпочитают машины, отвечающие стандартам Евро 5 и Евро 6, предчувствуя ужесточения экологических норм ЕС. Это доказала прошедшая в Ганновере выставка тяжелой техники. Автопарки, использующие более современные автомобили, как правило, реже обновляются. К тому же, крупным компаниям легче получить кредиты в банке для покупки новых грузовиков, чем для приобретения подержанных.
 
Чтобы стимулировать приобретение новых тяжелых машин, в том числе популярной серии DAF 105.460, производители расширяют сферу своих услуг на обновленные транспортные средства, такую, как продление гарантии, контракты на обслуживание, открытие дилерских подразделений и так далее. Внедряют новые технологии, обеспечивающие наибольшую экономичность двигателей, уменьшая тем самым выброс выхлопных газов в атмосферу. Автоконцерны и владельцы устаревших модификаций грузовиков ищут выход на экспортный рынок во многих странах Востока, за исключением России. 
 
С момента вступления России в ВТО российские покупатели предпочитают грузовики не старше 3-х лет, подчиняясь Европейским экологическим стандартам. 50% экспортных продаж пришлось на «супертяжи» Volvo и 25% на тяжелые тягачи класса «TruckPlus». Почти все проданное количество седельных тягачей с дилера TruckPlus (программа концерна Рено) и Paccar приходится на Россию, где они хорошо зарекомендовали себя в грузоперевозках на дальние расстояния. Однако, некоторые транспортные компании Восточной Европы, предвидя будущие ужесточения экологических регламентов, предпочитают сами использовать автомобили классом не ниже Евро 5.
 
В России рост продаж импортных тяжелых и супертяжелых машин составил 9%. Но это в основном благодаря китайскому автопрому, особенно, неожиданно появившемуся на российском рынке, бренду «Shaanxi». Он захватил почти третью часть от объема продаж. Европейские же марки «Volvo» и «Renault» были оттеснены из-за недостаточного количества пунктов сервисного обслуживания и неравномерности их расположения.

Лидирующие позиции отечественного рынка тяжелых грузовиков по-прежнему остаются за КАМАЗом. Второе место занял МАЗ. Российские эксперты прогнозируют дальнейшую тенденцию роста продаж тяжелой техники в России в отличии от пораженного экономическим кризисом европейского рынка тяжелых и супертяжелых машин.